Нанесение рисунка на нож (травлением). По заказу.
Молодой человек принёс складной нож. Сказал: «Хочу...».
Хочуха означала:
- убрать царапины;
- закалить (по необходимости);
- отшлифовать;
- отполировать;
- заточить;
- нанести надпись или рисунок на клинок.
Изначально это был складной нож «Магнум». Довольно известный и «раскрученный» бренд. Так он выглядел в сложенном виде.
Фотография другой стороны ножа.
Так выглядел «Магнум» в раскрытом положении.
Вид второй стороны ножа.
Приступаем к выполнению хочухи заказчика. Разбираем нож.
Деталей в складном ноже гораздо меньше, чем в автоматическом ноже - выкидухе. Это положительно сказывается на его надёжности. Кроме того, нож имеет свой бренд, выполнен более аккуратно, чем китайские «нонеймы». Шлифовка – более чистая.
Термообработка клинка, по моему мнению, не требуется. Клинок ножа имеет достаточную твёрдость. А добавлять пару единиц Роквелла на складном ноже, и этим же увеличивать хрупкость клинка – неразумно.
Поэтому обходимся без закалки и сразу приступаем к грубой и мелкой шлифовке. Этот процесс подробно изложен в других статьях сайта. Например: Улучшение ножа на заказ или Как улучшить нож китайского производства (часть 2).
Фотографий с комментариями там предостаточно. Выкладываю только результат.
На фотографии клинок уже отполирован. Это нужно для дальнейшего травления рисунка. Чем качественнее полировка стали, тем меньше будет подтрав. То есть, кислота во время травления рисунка не просочится по неровностям лезвия или плохо отполированным рискам под защитное покрытие. Кроме того качественно полированная сталь лучше сопротивляется коррозии.
Следующий этап. Придумываем рисунок, который будет на клинке.
Мне придумался орёл, заказчику придумалась памятная надпись, потом мне придумался огонь, а заказчику придумалась пантера… Эскизы, наброски, электронная почта, телефонные диалоги… Довольно длительный и увлекательный процесс… В результате совместных придумываний, придумался огненный орёл.
Обводим клинок карандашом, прицеливаемся рисунком и…
...вовремя обращаем внимание, на то, что сторона клинка не та. На фото видно, что рядом с отверстием для осевого винта, находятся ещё два отверстия меньшего диаметра. Они нужны для крепления карманной клипсы к корпусу ножа. Она закроет рисунок в этой части рукояти. Орёл на клинке куда-то летит. Вот изображение этого «куда-то» клипса и могла закрыть. Ладно хоть вовремя заметил... Рисунок надо делать на другой стороне лезвия.
Покрываем «правильную» сторону клинка защитным покрытием. Это хитрый лак с мудрёным названием. Недорогой, но вполне приличного качества.
После того как лак высох, процарапываем по нему рисунок орла.
Но перед этим снова тренируемся на бумаге. Я рисую без копировальной бумаги и различных приспособлений. Чуть рука дрогнула – и рисунок испорчен. Пришлось бы начинать всё с начала. Поэтому лучше потренироваться. К тому же опять вовремя заметил свою ошибку. Клюв у орла длиннее и более угловатый. А на затылке небольшой хохолок.
В предыдущем рисунке (на неправильной стороне клинка) я это упустил из вида… На лезвии мог поселиться не гордый огненный орёл, а сердитый палённый голубь.
Клинок полностью закрываем строительным скотчем и лаком, для того чтобы кислота вытравливала только рисунок не испортив сам клин. После чего отправим клинок в банку с кислотой.
Фотографий процесса травления не делал. Во-первых, нужно было снимать резиновые перчатки (технику безопасности ни кто не отменял). А во-вторых, пока прыгаешь с фотоаппаратом вокруг банки, можно пропустить нужный момент и кислота «сожрёт» слишком много, рисунок получится излишне глубоким и рыхлым внутри канавок.
Вот результат травления. Клинок уже вымыт и очищен.
Но фото виден один из лепестков пламени (ближе к острию) с жёлтым налётом. До травления этого лезвия (из нержавеющей стали), я травил латунь этой же кислотой. Растворённая медь из латуни села на сталь клинка. Фото не очень хорошего качества, но визуально – эффект был довольно красивый. Почему медь села только на один лепесток – не пойму…
Если кто-либо сталкивался с таким любопытным эффектом и поделится своими соображениями, буду весьма признателен. Было бы очень красиво, если бы кончики всех лепестков пламени имели такой же золотистый оттенок. Буду экспериментировать…
Теперь вытравливаем то самое «куда-то» на рукояти ножа, куда летит орёл. Огненную стихию, в которую он стремится… Или возвращается… Я у него не спрашивал.
Процесс аналогичный. Обезжиривание, нанесение лака, сушка, процарапывание хитрой царапалкой, травление, чистка. Вот результат.
Теперь очень мелкой наждачкой снимаем медный налёт с лепестка, шлифуем лезвие, шлифуем обух клинка, шлифуем рукоять, шлифуем весь нож по периметру. Он в дальнейшем будет выглядеть примерно так.
Полируем клин, рукоять, сам нож по периметру и вообще все, что способно блестеть.
Смотрим что получилось.
Частично собираем нож. Выправляем режущую кромку. Уменьшаем её угол. Затачиваем. Делаем нож злобным и резучим. Если вернуться на несколько изображений назад, то можно увидеть отличие режущей кромки до заточки и после неё.
Собираем нож окончательно.
Доводим его "до бритвы".
Любуемся полировкой одной стороны ножа.
Рассматриваем отражение в рисунке с другой стороны.
Складываем нож.
Сравниваем: какой он сейчас и какой был раньше.
Всё.
Нож готов.
Волос бреет.
Хочуха выполнена.
Заказчик доволен.